01

«Кто хочет понять поэта,

должен идти в страну поэта»

И. Гёте

 

Путь Риммы Камкиной в художественной культуре Омска отличается неповторимым своеобразием – проникнут индивидуальным душевным богатством, целеустремлённой творческой энергией. Многие годы Римма Камкина постигала одно из самых образных, поэтичных и музыкальных искусств – технику воздушной акварели.

Увлечение А. С. Пушкиным началось у Риммы Камкиной в школьные годы, когда она прочла переписку поэта с Натальей Гончаровой, и эта книга произвела сильное эмоциональное и душевное потрясение. Постепенно детские увлечения переросли в страсть, определив профессиональное становление – глубокое и серьёзное постижение гения А.С. Пушкина.

Художественный образ поэта в акварелях Риммы Камкиной эмоционально насыщен и многозначен. В технике акварели она обнаружила явные способности портретиста. Художница интуитивно улавливает стремительность, лёгкость, грациозность внешнего облика Пушкина, которая в соединении с живописной эмоциональностью достигает достоверности. Одновременно образ нарочито неполон: он не передаёт те или иные сцены во всех деталях, а лишь намечает линии, следуя которым, зритель воспроизводит в своем сознании эти события. Силой обобщения  акварелистка создаёт не просто образ поэта, а образ человеческой судьбы.

Обращаясь к различным периодам жизни Пушкина, от ребёнка, отрока, до Пушкина последних дней, художница стремилась исполнять акварели на одном дыхании. Вот он – подросток со светлыми, широко раскрытыми на мир глазами, с расстёгнутым воротом рубашки и светлыми вьющимися волосами. Зритель видит его сидящим за столом в раздумье над поэтическими строками, играющим с любимой собакой, читающим свои стихи друзьям-лицеистам. Мы всегда узнаём живого и обаятельного Пушкина, который так близок и дорог нам.

Параллельно с изображениями А.С. Пушкина возникает облик Северной Пальмиры – города, овеянного туманом и поэзией белых ночей, одновременно призрачного и реального. Санкт-Петербург – царство Медного всадника:  «полнощных стран краса и диво», Нева, «одетая в гранит», мосты, «повисли над водами», «оград узор чугунный», «прозрачный сумрак задумчивых ночей». Образность – характерная черта искусства Риммы Камкиной. Отталкиваясь от конкретного наблюдения, она  творит не законченную, застывшую картину, а суггестивный образ города с его призрачными архитектурными фрагментами, задумчивыми скульптурными львами, мостами с ажурными решетками и фонарями.

В графических листах Риммы Камкиной свобода и острота композиционного решения сочетаются с выразительностью колорита. Серии работ, посвященные А.С. Пушкину, отличают высокая художественность – символичность и образность, завершенность, сложность раскрытия замысла. Главная характерная особенность акварельных работ заключена в глубоко индивидуальном и свободном от правил и условностей  восприятии жизни. Это и стало для нее принципом творчества, художественным кредо.

Галина Лузянина,

искусствовед, член СХ России

Всего в собрании музея находятся 24 произведения живописи, графики и акварели Риммы Петровны Камкиной, часть из них представлена в виртуальной экспозиции на сайте, больше произведений — в нашей официальной группе «Вконтакте»  https://vk.com/album-67185078_249104462 .

02 03 04 05 06 07 08 09