01

02

021

03

031

04

041

05

051

06

Особняк Кабалкиных: история и архитектура

Омский особняк, построенный в 1911 году, принадлежал большой семье Кабалкиных, члены которой являлись представителями российской интеллигенции. Дом был записан на Александра Соломоновича Кабалкина — присяжного-поверенного. Его брат Абрам, также окончивший Казанский университет по юридической специальности, помимо адвокатской службы, был ещё и гласным городской Думы, располагавшейся по соседству.

Сара Соломоновна и Николай Прокопьевич имели медицинскую специальность, а Иосиф Соломонович получил инженерное образование в Петербургском университете; его сын, тоже названный Иосифом, родился в 1909 году и жил в доме на Думской до 1919 года. Революция разбросала семью Кабалкиных «по свету». Братья Кабалкины уехали в Харбин. Иосиф Соломонович по дороге умер от тифа; а поскольку жена его, томичка Валентина Малеева (также выпускница Петербургского университета), заболев чахоткой, скончалась ещё раньше, — маленький Ося Кабалкин остался на попечении других членов семьи.

После выселения из роскошного особняка они жили в одном из своих гораздо более скромных домов, не избежав, как и многие другие домовладельцы, подселений и уплотнений.

Выросший Ося Кабалкин мог только показать своей дочери Азе красивый дом с эркером, где прошло его детство, и рассказать то немногое, что запомнилось ему из прошлой жизни – сад вокруг дома, дикие заросли на спуске к реке, решётчатая ограда, светлая и просторная детская с полукруглым окном…

Отчасти по рассказам наследницы семьи Кабалкиных Азы Иосифовны, отчасти по воспоминаниям более поздних жильцов дома, а также благодаря старым книгам с типовыми (и типичными для дореволюционного быта) проектами жилых построек, главный хранитель «Либеров-центра» Нина Шугаева попыталась восстановить ход и образ прежней жизни в стенах тогда ещё нового дома.

Она принимала во внимание и то, что архитектура модерна предполагает не только изысканность и необычность внешних форм, но и удобную, соответствующую образу жизни планировку (часто назначение того или иного помещения можно уяснить, исходя из внутренней логики, так как проектирование начиналось не с фасадов, а с размещения необходимых функциональных блоков внутри дома; от этого здание и принимало самые неожиданные, асимметричные формы).

Войдя в дом через парадный вход, его обитатели и их гости оказывались в передней, из которой одна дверь вела в кабинеты (крупные специалисты – врачи и адвокаты – могли вести приём «на дому»).

Другая – в гостиную, из которой можно было пройти в столовую.

Столовая имела ещё два входа-выхода: на террасу и в коридор.

Через узкий коридор в столовую носили готовые блюда из кухни, расположенной в хозяйственном блоке под лестницей.

Мраморная лестница (она, в отличие от большей части утраченного убранства, сохранилась) вела в «покои», располагавшиеся на втором этаже, где отдыхали хозяева, их дети, а также гости этого дома.

Здесь, среди прочих пяти спален располагалась детская комната – она была самой светлой и необычной по форме комнатой в доме Кабалкиных: её окна выходили на юг и на восток, а пятигранный эркер – световой фонарь – увеличивал световую площадь.

«Комната-фонарь» — такое название дала этой комнате актриса Омского академического театра драмы Елена Аросева, бывавшая в этом доме в гостях у своих коллег в пору его бытности актёрским общежитием, а напротив находилась маленькая комната гувернантки. Окно в ней было устроено высоко над полом, чтобы под ним, для экономии места, можно было ставить сундуки.

В подвале был установлен привезённый из Чехии котёл, горячая вода из которого поступала в батареи, находящиеся в каждой комнате.

Высокие, на ножках, с фигурным профилем и рельефным узором на каждом звене, эти чугунные батареи были настоящим произведением искусства. В настоящее время в музее находится лишь один экземпляр.

В конце бокового коридора на втором этаже находилась ванная комната, где на возвышении стояла большая овальная ванна, закрывающаяся раздвижной ширмой, ездящей по рельсу. Свет в ванну проникал через окошко в стене-брандмауэре.

Позднее окошко было заложено, а внутренние стены, ставшие лишними, убраны.
Теперь на этом месте находится парадный зал музея «Либеров-центр»

С середины 20-х годов в национализированном особняке Кабалкиных устроили коммунальные квартиры. Началась перепланировка. Выгораживались комнаты-клетушки, по одной на семью. Парадный вход, как водится, закрыли, стали пользоваться дверью на боковом фасаде. Кухню на первом этаже заполнили столы-тумбы с примусами и керогазами. На чердаке сушили бельё. Но нашему дому всё же повезло: его жителями стали не простые обыватели, а люди творческие – ведущие актёры и режиссеры Омского драматического театра: Таисия Найдёнова, Сергей Пономарёв, Борис Каширин. В дни премьер и в другие праздники в доме собирался буквально весь театр. А в годы Великой Отечественной войны не могли обойти этот дом стороной и актёры Вахтанговского театра, эвакуированного в Омск. Потому-то и ещё одно «неофициальное» название есть у дома – «первый Дом актёра», или «Вместилище муз».

В течение 70-х годов почти все артисты получили отдельные квартиры, и дом, перекроенный и обветшавший, некоторое время был простой коммуналкой. В 80-е дом отдали под Межсоюзный Дом самодеятельного творчества облсовпрофа. В многочисленных комнатках теперь работали методисты и организаторы массовых праздников и всех видов непрофессионального творчества. В то время дом был сильно запущен, но в нём ещё сохранялись старинные окна на шарнирах, медные дверные ручки, старые батареи и парадная дверь с «хрустальными» стёклами в верхней части.

В начале 90-х возникла идея разместить здесь музей народного художника России, члена-корреспондента Академии художеств, лауреата Государственной премии им. И.Е. Репина, профессора Алексея Николаевича Либерова.

В 1994 году вышло постановление губернатора Омской области о создании музея А.Н. Либерова со студией для одарённых детей в его структуре. Так возник «Либеров-центр».

Объект культурного наследия (памятник истории и культуры) регионального значения «Дом жилой А.С. Кабалкина, 1913 г.», расположен по адресу: г. Омск, ул. Думская, д. 3

IMG_1036 IMG_0054 IMG_0063 IMG_9757 P1010506 DSC01408

 

Памятник истории и культуры народов Российской Федерации регионального значения «Особняк купца В.В. Коробейникова, 1909 год» расположен по адресу: г. Омск, ул. Пушкина, д.6

Изображение 023_2 IMG_6468 IMG_6469

Народный художник РСФСР Алексей Николаевич Либеров

Биографическая справка

Алексей Николаевич Либеров родился 28 апреля 1911 года в Томске в семье университетского врача Николая Дмитриевича Либерова.

1924-26  -  учился в студии В.М. Мизерова в Томске.

1929-30  -  занимался у В.И. Уфимцева в Омске.

1931-34 -  учился во Всесоюзном государственном институте кинематографии (операторский факультет).

1934-39  — учился в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Академии художеств СССР. Педагоги — А.Е. Карёв, А.И. Савинов, И.И. Бродский.

1937-39 — учась на последних курсах, преподавал в средней художественной школе при институте. В качестве дипломной работы в 1939 году представил картину  «Родина». Руководитель диплома — И.И. Бродский.

1939-43 — служба в рядах Советской Армии, участие в Великой Отечественной войне.

С 1942 года жил в Омске.

1942-46 — преподавал в городской художественной студии.

Участие в выставках  с 1943 года.

Член Союза художников СССР с 1943 года.

1948 — председатель правления Омского отделения Союза художников СССР.

1957-60  — член оргкомитета и правления Союза художников СССР.

1957 — участие в работе конференции художников Сибири и Дальнего Востока. Иркутск.

1958 — Президиум Верховного Совета РСФСР за заслуги в области изобразительного искусства присвоил Либерову Алексею Николаевичу звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

1958-59 — поездка в Германскую Демократическую Республику в составе творческой группы.

1960  — организовал художественно-графический факультет в Омском государственном педагогическом институте им. А.М. Горького.

1960-64 — творческие поездки в Казахстан и южные районы Омской области. Работа над серией «Целина».

С 1961 года член правления Союза художников СССР и заместитель председателя Центральной ревизионной комиссии.

1964   - творческая поездка  в  Венгерскую Народную Республику.

С 1964 года заместитель председателя президиума зонального выставкома «Сибирь социалистическая». Член республиканского выставкома «Советская Россия».

1972   - творческая поездка в Германскую Демократическую республику.

1973   - утвержден в ученом звании профессора.

1974   - творческая поездка по Иртышу и Оби.

1973 — член оргкомитета первой зональной выставки молодых художников Сибири «Молодость. Творчество. Современность».

1970-75 — руководитель творческой группы «Нефть Сибири», поездки  на Север Сибири. Создание произведений серии «Нефть Сибири».

1975   - избран членом-корреспондентом ордена Ленина Академии художеств СССР.

1975 -  участие в работе конференции художников Сибири и выездного пленума Союза художников РСФСР. Томск.

1980   - присуждена Государственная премия РСФСР им. И.Е.Репина за серию пейзажей «Нефть Сибири».

1980   - творческая поездка в Испанию.

1985 — указом Президиума Верховного Совета СССР награжден орденом Великой Отечественной войны II степени.

1986 — постановлением президиума Верховного Совета РСФСР  присвоено почетное  звание «Народный художник РСФСР».

1994 — постановлением главы администрации Омской области Л.К. Полежаева создан Государственный областной художественный музей «Либеров-центр».

1994 — творческая поездка в Италию.

1999 — А.Н. Либеров удостоен звания «Почетный гражданин города Омска».

Скончался 30 мая 2001 года в Омске. Похоронен на Старо-Северном кладбище.

Основные выставки произведений А.Н. Либерова

1929 -  участие в выставке «Новая Сибирь». Омск.

1944 — персональная выставка фронтовых рисунков, этюдов и эскизов «Война по воспоминаниям, наброскам и рисункам». Омск.

1945 — участие во Всесоюзной выставке «Победа». Москва.

1946 — участие во Всесоюзной выставке. Москва.

1948 — участие во Всесоюзной выставке вооруженных сил, посвященной 30-летию Советской Армии. Москва.

1951 — персональная выставка. Омск.

1957 — участие в выставке художников Сибири и Дальнего Востока. Иркутск.

1961   - персональная выставка. Москва. Союз художников РСФСР.

1970 — персональная выставка работ «По Венгрии»

1975 — участие в XII Академической выставке.

1976 — участие в XIII Академической выставке.

1979 — персональная выставка. Академия художеств СССР, Союз художников СССР. Москва.

1980 — персональная выставка. Союз художников СССР и Омская организация СХ РСФСР. Ленинград.

1981 — персональная выставка, посвященная 70-летию со дня рождения художника. Ленинград.

1986 — персональная выставка, посвященная 75-летию со дня рождения художника. Омск.

1991 — персональная выставка, посвященная 80-летию со дня рождения художника. Ленинград

1994 — персональная выставка в музее «Либеров-центр», посвященная 60-летию Омской области.

1995 — выставка фронтовых рисунков и картин (1941 — 1942 ) «Подмосковье», посвященная 50-летию Победы.

1995 — участие в юбилейной выставке, посвященной 50-летию Победы, «Защитникам Отечества посвящается». Москва.

1995 — персональная выставка в г. Амалфи. Италия.

1996 — юбилейная выставка, посвященная 85-летию художника. Омск.

1997 — участие в выставке омских художников в г. Ноябрьске

1998 — участие в юбилейной выставке Российской Академии художеств, посвященной 10-летию отделения «Урал, Сибирь,  Дальний Восток». Красноярск.

1998 — участие в юбилейной выставке Российской Академии художеств. Санкт-Петербург

2000 — участие в региональной междисциплинарной выставке-семинаре «Сибирский пейзаж: пространство мифов». Омск.

2000 — участие в выставке «Цветы фронтовикам», посвященной 55-летию Победы. Омск.

2000 — 2001 — участие в выставке  художников России ХХ века «Имени твоему посвящается…» (Москва, Центральный выставочный зал).

2001 — участие в выставке «Императорская Российская Академия художеств. ХХ век». Москва.

А.Н. Либеров – значительная фигура в изобразительном искусстве России, мастер сибирского пейзажа и пастельной живописи, неординарный педагог, обучавший не только приемам письма и рисунка, но еще и отношению к искусству, природе, жизни, опираясь при этом, главным образом, на личный пример. Еще многие годы эта традиция определяла методы преподавания на художественно-графическом факультете Омского государственного педагогического института, основателем которого в 1960 году стал А.Н. Либеров. Он воспитал плеяду замечательных омских художников – Р.Ф. Черепанова, В.Н. Белова, Н.А. Герасимова, Н.Г. Горбунова, В.Л. Долгушина, Г.П. Кичигина, А.С. Макарова, М.И. Разумова, А.Б. Сапожникова, В.М. Сидорова, А.В. Старцева, А.А. Темерева.

Для А.Н. Либерова было чрезвычайно важным «петь собственную песню», что он, безусловно, сумел воплотить в своем творчестве. Его любимый материал – пастель – оказался созвучным как внутреннему миру художника, так и характеру сибирской природы.

За семьдесят лет творческой деятельности А.Н. Либеров создал более трех тысяч живописных и графических работ. Наш выдающийся земляк стал классиком пейзажа при жизни. Его творчество составило целую эпоху в художественной культуре Сибири и России.

Главная тема искусства А.Н. Либерова – пейзаж Сибири. В его пейзажах изображены безграничные дали, высокое небо, речные берега, степь, тайга, нефтяные болота… Его не увлекало созерцание дальних и ближних планов, горизонтальных ритмов, какой-либо топографичности в характеристике изображения. Художник не любил зависеть от природы, копировать её. Его интересовала внутренняя суть сибирского приволья, простор, величие природы и, вместе с тем, пронизывающее тревожное чувство нестабильности, хрупкости окружающего мира.

А.Н. Либеров привнёс в Омск высокие традиции российской академической школы, направление которой отличалось особой чуткостью к поэзии света. Серебристо-жемчужно-серый и тускло-золотистый колорит отличает пейзажи этого выдающегося мастера, нашедшего множество оттенков в разрабатываемой им «серой шкале».

«Живопись А.Н. Либерова тоновая. Тональность – это то ценное качество в живописи, которое, к сожалению, в значительной мере утрачено в живописных произведениях современных художников. Сама по себе пастель, с её «бархатной», сдержанной цветовой шкалой способствует передаче общего тона произведения. Эта техника легко передаёт материальность изображаемого, перспективу, световоздушную среду». – пишет в одном из изданий о художнике его жена, искусствовед, член Союза художников России А.И. Долгих.

Высокая профессиональная культура и свойственное художнику тонкое чувство природы сделали А.Н. Либерова одним из самых ярких представителей школы лирического пейзажа в Сибири.

Произведения А.Н. Либерова находятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Омском областном музее изобразительных искусств им. М.А. Врубеля, Омском государственном историко-краеведческом музее, Государственном областном художественном музее «Либеров-центр», Городском музее «Искусство Омска», во многих музеях России и частных собраниях за рубежом.