В 2019 году Государственному областному художественному музею «Либеров-центр» исполняется 25 лет! Этому событию будут посвящены все масштабные проекты музея — и детско-юношеский фестиваль искусств «Либеровская весна», и Третий всероссийский культурно-образовательный проект «Музей — дом Мастера», и Седьмая межрегиональная выставка-конкурс «Молодые пастелисты Сибири».

Цикл юбилейных мероприятий открывает новая экспозиция из коллекции музея «Мастера кисти», посвященная юбилейным датам известных омских художников – талантливых живописцев, и представляет произведения: В.И. Бичевого, А.А. Молодцовой, Г.Н. Канунникова, Г.Г. Пилипенко, Е.В. Смирновой, К.Н. Щёкотова, А.М. Щикалева и др. Преобладающим в экспозиции остается жанр пейзаж, который связан с творчеством основоположников сибирского изобразительного искусства XX века А.Н. Либерова и К.П. Белова. Богатая природа Сибири, ее многообразие – удаленные сибирские северные места, деревенские мотивы, нашедшие отражение в пейзажах-картинах: В.И Бичевого, Г.Г. Пилипенко, Б.Н. Николаева, Г.Н. Канунникова, стали в 1970 – 90-е годы главной темой художников.

Среди жанровых пристрастий живописца Георгия Георгиевича Пилипенко – городской и архитектурный пейзаж, а также портрет, композиция и натюрморт. В 1990-е годы происходит повышенный интерес художника к выразительным живописным проблемам – работе с поверхностью картины, фактуре  и технике, определившим в дальнейшем творческий метод живописца. Вибрирующая светоносная живописная корпусная поверхность холстов: «Первый снег», «Пора мальвы», «Хризантемы», «Соседи», «Домик Врубеля», богатство колорита – выдают живописно-пластические находки автора, доносят до зрителя гармоничный мир природы и людей.

Произведения шестидесятника Владимира Ивановича Бичевого несут богатство реальных впечатлений. В середине 1970-х он открыл свой маршрут – в Заполярье, в таймырскую тундру. Этюды и пейзажи: «Таймыр», «Таймыр. На стойбище» (1975), посвященные живописному краю, отражают жизнь людей в суровых северных природных условиях. Художник пишет Игарку с разных мест, при разном освещении. Невзирая на стужу и ледяной ветер, автор фиксирует предметную среду, передает характерные приметы ландшафта и нелегкий труд его коренных обитателей.

В традициях русской пейзажной реалистической школы работают Геннадий Николаевич Канунников и Борис Николаевич Николаев. Их произведениям свойственна лиричная  и задушевная повествовательность. В картине «Весной»(1980) Г.Н. Канунников особенно остро ощущает своеобразие ранней весны, когда деревья еще оголены, но природа готовится к весеннему обновлению. Перед зрителем уголок живой природы, исполненный сероватыми и кремовыми оттенками, усиливающими её неповторимое очарование. Напротив, художник Б.Н. Николаев пишет «Начало зимы», когда землю покрывает чистый белый снег. Рассеянное освещение, переданное живописными средствами, создает особое настроение. Сюжетное повествование органично дополнено приметами жизни людей сибирской провинции.

Натюрморт, наряду с другими жанрами в творческой плеяде омских художников старшего поколения во многом отражал социальный, мировоззренческий, общий культурный и художественный процесс искусства страны. Он поражал разнообразием, красотой и совершенством живописи. Как особая живописная тема, раскрывался в «натюрмортном» видении и подходе к изображению окружающего мира. К популярному жанру в эти годы обращаются многие омские живописцы, но наиболее устойчивые в своем интересе к предметной среде были Августа Александровна Молодцова и Евдокия Васильевна Смирнова. Цветочные натюрморты в организации натурных форм покоряют предельной композиционной выверенностью, колористическим богатством, что позволяет считать их эталонными. Выбранные предметы – цветы, зримо и весомо живут в иллюзорном пространстве. Цветочные композиции А.А. Молодцовой, А.М. Щикалева – это своеобразное исследование цветовых, декоративных и выразительных характеристик живой натуры в условиях пленэра. В переливах цветов и оттенков, осязаемости фактуры – отражение природной красоты.

Живопись Сергея Евгеньевича Сочивко – это стихия самобытного, фантазийного, безудержного потока действующих лиц, персонажей, природы, красочных натюрмортов и жанровых сцен. Яркая выразительность неуклюжих и смешных героев в картине «Сибирские грузди», их жесты, движения, события, в которых они участвуют – захватывают зрителя, вызывая ответное чувство улыбок и теплоты. Фольклорное мировидение Сергея Сочивко, незаурядное дарование, неиссякаемое воображение позволяют художнику создавать целые серии работ. В них оживают народные традиции лубочной смеховой культуры, но эти традиции автор пропускает через современное сознание и придает им многослойную смысловую характеристику.

На протяжении второй половины XX века живописные полотна омских живописцев отличали высокая художественность, образная глубина, «характер» и композиционная режиссура. Разрабатывая палитру своих произведений, авторы постигали характерные особенности своего края, глубоко укорененные в его природных условиях. Вместе с этим, путешествуя по Стране, северу Сибири омские художники значительно обогатили круг осваиваемых тем и живописную палитру. В художественной новизне произведений проявлялись социальные и культурные тенденции времени, новая эстетическая ценность, самобытность и духовная зрелость сибирских авторов.

IMG_3473 IMG_3476 IMG_3484 КП 404 Ж 95 КП 1678 Ж 233 КП 1954 Ж 260 КП 1955 Ж 261 КП 1956 Ж 262