Житнянова_афиша

В Государственном областном художественном музее «Либеров-центр»  с 3 августа 2017 года работает выставка рисунков словацкой художницы Т. Житняновой «Летний дождь». Этот проект, уже третий российско-словацкий в «Либеров-центре», состоялся при организационной поддержке Словацкого фонда изобразительных искусств и Словацкого союза художников.

Искусство Татьяны Житняновой рождается из «сора» линий, звуков, красок. Поэтичное, оно несет внутри себя жесткую структуру композиции: оно итог наблюдательности за тем, как в формах и содержаниях реальности «прочерчивается» мечта, или сон, или сказка…что-то, о чем вздыхает душа мечтателя. И мечта эта правдива, она не бесплотная тень, просто она чуть более глубокий просвет в реальность, чем тот, к которому привыкло наше зрение.

В экспозиции представлено 54 работы: графика, рисунок, акварель, смешанная техника. Лошади, мозаичные структуры, легко очерченные пейзажи Словакии, застывшая музыка пастелей. Всё вместе — солнечный абрис летнего дня, солнечные зайчики музыкальной импровизации.

Татьяна Житнянова (Словакия, г. Прешов, 1956) окончила отделение графики и книжной иллюстрации Высшей школы  изящных искусств в Братиславе.  Ее учителем был Альбин Бруновский (1935 -1997), классик словацкого и мирового изобразительного искусства ХХ века, чьи работы пронизаны мистикой и образами родного Загорья

Фантастичность сюжетов Бруновского — мгновение «сумерек», когда привычное предстает как трансформация сновидения о скрытых смыслах реальности, «окрашивается» эмоциональной и мистической жизнью души. То же «окрашивание» присуще и творчеству Татьяны Житняновой, но его истоки другого свойства, это не сон, а, скорее память о волшебном мире детства, о чудесных историях с превращениями. О том, что за всем чудесным — реальная проза и поэзия жизни.

Идя от реалистичных работ, через экспрессионизм, к балансирующим на грани фигуративности и абстракции композициям своей сегодняшней живописи и графики,  художница создала собственный узнаваемый язык музыкальных тонов,  ассоциаций. Его метареалистичность и декоративность рифмуются с традициями европейского модерна, отсылают к мифологии индивидуальной и коллективной памяти. Шифры и коды последней смоделированы эмоциональностью житняновского цвета и штриха.

Художница активно выставляется, ее работы хранятся в частных собраниях Италии, Словакии, Чехии, Польши, Франции и России.

Творчество Т. Житняновой, неоднократно представленное в российских музеях (от Москвы до Ханты-Мансийска), в  2011 году было отмечено дипломом Международной академии культуры и искусства «За вклад в поддержку культурных отношений между Словакией и Россией».

 

Справки по тел. 31-84-01, 37-65-64.